Полная Чухлома 2012 - ледовые дороги Мерянских трактов

Чухлома началась в августе: вернувшись с Урала, неожиданно узнала о том, что изменился порядок регистрации для команд, а одиночные экипажи будут участвовать по остаточному принципу. Команда в любом деле - это не всегда просто, у меня ее не было, а найти, собрать и соорганизоваться за 3 дня не было никакой возможности.

Читать далее:

Зато было радостное событие, в этот раз со мной могла ехать Сашка, и поэтому у нас был целый экипаж.

�?тогом командной подготовки к Чухломе стало то, что буквально за пару дней до выезда мы объединились в команду с двумя экипажами, владельцами мощных, но пока недостаточно подготовленных машин. Хороших фотографий нашей команды нет, а жаль.

С технической точки зрения в плане подготовки машины я планировала только усилить защиту раздатки, так неправильно показавшую себя на прошлой ПЧ, но жизнь распорядилась иначе. За 10 дней до выезда волчонок вылетел в кювет, погнул рычаг, панару и диск на одном из колес. Поэтому буквально за 1-5 дней все это было поменяно, а заодно и ждавшие своего часа пружины и амортизаторы. Большое спасибо � оме�  Спринтеру, очень быстро передавшему в Москву рычаг и панару.

Маршруты Полной Чухломы 2012 года для нашего экипажа выглядели так:

День 1: Москва - Кострома - Галич - Нея - лагерь 1

День 2: лагерь 1 - Солтаново - Коткишево - Великово - Арт. склады -�  Автодром/пусковые установки - Николо-Полома - Антропово - лаг. 2

День 3: лагерь 2 - Богослов - Палкино - вышка - � ождественнская церковь - Галич - лаг. 3

День 4: лагерь 3�  - Бартеньевщина - Холм - Воронье - Сумароково - Сусанин камень - Домнино - лаг. 4

День 5: лагерь 4 - Сусанино - Кострома - Москва Но это сейчас можно описать, как это случилось. А в начале ноября не было известно ничего.

�?того, вечером после работы мы выезжаем из дома в сторону Полной Чухломы.�  Все идет по графику, заправляемся в Ярославле. На заправке голый лед.

Заранее известно, что по отзывам дорога после Галича полный ледяной п…ц.�  Но времени, денег и сил нет на то, чтобы переобуться за полдня на зиму, поэтому едем как и первоначально планировали на�  МТ.�  П…ц начинается за Судиславлем. Дорога представляет собой голый ничем не присыпанный лед, только местами в котором пробиты колеи. Скорость движения снижается до 20-30 км в час. Т.е. можно ехать только не спеша, на тяге, не ускоряясь и не снижая скорость, вообще не используя педаль тормоза.�  Несмотря на все усилия ехать аккуратно один раз машина таки срывается в занос, который удалось поймать, не вылетая с дороги.

По дороге останавливаемся пару раз поспать на минут 15-30, чтобы глаза могли быть открытыми, и уже под утро приезжаем в первый лагерь.

Тут мы и сели первый раз и единственный раз за всю поездку.
Знакомимся с командой и намечаем планы на ближайший день. Цели у всех близкие: посмотреть побольше, но не разложить машину. Существенным ограничением является моя полная неспособность ехать по ледяному асфальту и грейдеру со скоростью выше 30-40 км/час.

Мимо проносятся по дороге джимники, и мы тоже отправляемся в путь, пока еще скорее зачумленные, чем зачухломленные.

В Солтаново собирается много машин, мимо проносятся местные мальчишки, церковь, колокольня, дрова под снежком, разбитые тяжелыми машинами лужи … Все смешивается в затуманенной неспавшей голове.


Ясно одно, что провал произошел. В этом мире нет начальства, нет назойливых клиентов, пытающихся доказать, что они всегда правы, нет пробок и хамства на дороге. Все только потому, что ЗДЕСЬ (ТАМ) ты такой какой есть. Что умеешь, то умеешь, кто тебя знает, тот знает, и за 10- 30 - 70 лет твоей жизни и 20 -40 -100 - 120 и более лет жизни твоей семьи никаким образом невозможно притвориться и быть другим. Ощущение жизни здесь и теперь оказывается сильнее, чем даже резные наличники домов и сохранившиеся в глубине сводов лики святых.

Дорога идет дальше, и приводит к Коткишево.

Немного плутаем, странным образом оказываясь в малопроезжих лужах посреди села. �? вот мы у храма.

Напротив - библиотека, она же клуб. На нас с большим интересом смотрят современные душеведы, и уходят в дом.

А мы проходим по двору храма. Звенит первый звоночек (он будет звучать еще не раз): чем более ухоженный и восстановленный храм, тем меньше шансов зайти внутрь. Если совсем хорош - не войдешь и во двор. �­то повториться за поездку несколько раз.

Движемся дальше - и попадаем в собачий питомник: хаски и маламуты. Девушки с лицами с картин Ефима Честнякова проводят экскурсию по питомнику, дают потрогать, подержать и обняться со своими питомцами.
Дальше наш путь лежит по военным объектам: настоящим и уже не настоящим.


В какой-то момент удается остаться одной, замереть как вода в предморозном пруду.

Ненадолго, и снова мчимся вдаль.

На станции Николо-Полома оказываемся в конце рабочего дня. Сашку окружают рабочие мужики и расспрашивают о нас. Узнав, что мы были в питомнике, вытаскивают из автобуса заспанного щенка и дают с ним поиграться.


Оказывается, таких щенков разводят не только в питомнике, можно купить и с рук.

Стремительно темнеет, и мы отправляемся на поиски заправки для волчонка. Такая нашлась в Антропово. Кормят целыми литрами.

Традиционно, в дальних поездках при малейшем сомнении в качестве бензина, заправляюсь 92-м. �? опять-таки традиционно, все случаи двойного запуска также случаются после того, как волчонок поколесит по дорогам � оссии и покушает разнообразного топлива от � оснефти или Славнефти.

При доезде в первый лагерь подсел один из наших экипажей. Выяснилось, что случилось это потому, что Паджерик лишился полного привода.

Встали лагерем недалеко от О� ГОВ, чтобы и кино смотреть ходить было удобно, и чтобы не преодолевать на моноприводе крутые грязевые горки.
Однако быстро лечь спать не удалось:
Одна из наших команд Jimny Team’а не приехала в лагерь. Причем это была команда весьма стандартных машинок, и вряд ли они планировали ночевки с лесу и преодоление крутого бездорожья. Последний раз мы их видели только утром в Солтаново и слышали, что они отправились в сторону Коммунара.
�­то теперь всем известно название Коммунар, а тогда в ночи было совершенно непонятно, чем может закончиться путешествие из Коммунара куда бы-то ни было.
Ситуация сложная и сложные чувства: понятно, что людям нужна помощь, но совершенно непонятно, как и где их искать, и чем лично ты сейчас можешь помочь. Хорошо, что в 2 часа ночи один вырвавшийся из цепких лап бездорожья экипаж доехал до лагеря и сообщил о случившемся. Все были живы, никаких фатальных проблем не было, можно было спокойно идти спать. Калейдоскопом (колеей да скопом) пронесся день длиною 43 часа.

Утро было морозным. Первое утро Чухломы. �?ней застыл на ветках деревьев.

Дороги асфальто-грейдеров превратились в голый лед.

Но впереди нас ждал Богослов, когда-то большое село на берегу реки Шача.

О нем я узнала еще в ходе подготовки, всего за 10 дней до этого тут побывал мой коллега по работе. �? вот два снимка: на ПЧ

и�  за 10 дней�  до ПЧ

Красота не умирает…

�? пустующим храмам всегда найдется хозяйственное применение.

Дороги Богослова проходимы далеко не для всякого полноприводного автомобиля.

После Р?огослова наша РєРѕРшанда, РЅР° РѕРґРёРЅ день пополненная оснащенныРш лебедкой джиРшРѕРш, разбивается РЅР° 2 части: РшРѕРЅРѕРїСЂРёРІРѕРґ Рё РшС‹ едеРш короткой Рё относительно простой РґРѕСЂРѕРіРѕР№, вторая половина РєРѕРшанды отправляется РЅР° РїРѕРёСЃРєРё РіСЂСЏР·Рё.

Проехали РшС‹ Рё через село Палкино, котороРшСѓ уже 437 лет.В  РљРѕРіРґР° готовилась РІ поездке, читала РїСЂРѕ это село. Возникло РѕРЅРѕ РЅР° торговоРш РшерянскоРш тракте очень давно. Р’ центре СЃ. Палкина долгие РіРѕРґС‹ круглосуточно работал ресторан Рё столовая, Р° РЅР° базарной площади был РґРѕРш крестьянина. Р’СЃРµ это было вызвано необходиРшостью, приходилось РІ условиях бездорожья делать остановки, чтобы преодолеть трудности вызванные дорожныРшРё сообщенияРшРё.

�? сейчас в центре села хочется остановиться и отдохнуть от трудных ледяных километров.� �  Но мы движемся дальше. Снова ледовые дороги. На снежном склоне�  волчонок отрывает трубки пневмохабов, и на время лишается возможности быть моноприводом.

Заправляемся. На заправке�  уже привычная для Галича картина в период ПЧ.

В лагерь приезжаем еще засветло: мангал, общий ужин, общение с командой.�  К вечеру начинает идти снег, разгоняя по машинам и палаткам.

Третий день Чухломы встречает оттепелью.�  Впереди нас ждут разные дороги, храмы и люди.

Последний наряд уходящей осени.

Тишина и запустение покинутых деревень.

… купола обезлюдевших храмов.

Р? РґРѕСЂРѕРіРё, обычные СЂСѓСЃСЃРєРёРµ “внедорожные” РґРѕСЂРѕРіРё…

Р’ Р’РѕСЂРѕРЅСЊРµ перекрестье. Перекрестье РІСЂРµРшени, РґРѕСЂРѕРі Рё людей.

Можно уехать РЅР° Галич, Ршожно РЅР° КостроРшСѓ. Здесь всегда Ршожно купить клюкву.

Здесь стоят СЂСЏРґРѕРшВ  старый разрушенный С…СЂР°Рш Успения Пресвятой Р?огородицы 1795 Рё действующий РҐСЂР°Рш Троицы Живоначальной.

Р? РшС‹ СѓС…РѕРґРёРш СЃ трассы второй раз Р·Р° день РІ сторону железной РґРѕСЂРѕРіРё.В  Где есть железная РґРѕСЂРѕРіР°, таРш есть жизнь.

Местный житель попросил сфотографировать: вдруг где-нибудь появиться его фотография.

ДвижеРшСЃСЏ РІ сторону Сусанина РєР°РшРЅСЏ, Рё приезжаеРш РІ село РЎСѓРшароково. Р? таРш открытый Ршагазин, РіРґРµ Ршожно купить Ршороженное. Удивительно, что попадая РІ условия автоноРшРЅРѕРіРѕ путешествия, больше всего хочется свежего хлеба Рё Ршороженного. Что РЅР° ПолярноРш Урале, что РЅР° дорогах КостроРшС‹.

Р СЏРґРѕРш СЃ РЅР°РшРё останавливается Ршестная девятка, ребята чуть-чуть расспрашивают нас Рё рассказывают Рѕ себе, Рѕ тоРш, что: наша “Ршонашка” аж Сѓ СЃР°РшРѕРіРѕ Путина выбила разрешение РЅР° проведение РІ село газа.

ПодъезжаеРш Рє С…СЂР°РшСѓ СЂСЏРґРѕРш СЃ РшонастыреРш, Рє РЅР°Рш выходит женщина поговорить СЃ Р·РµРшлякаРшРё. Очень коротко рассказывает Рѕ Ршонастыре, Рѕ Вере Р?осоножке, РѕР± интернате, Рѕ тоРш, как РѕРЅРё сейчас  пытаются восстановить С…СЂР°Рш, Рё как РЅРµ хватает СЃРёР». Приглашает всех, кто Ршожет РїРѕРшочь, приезжать Рё РїРѕРшогать.

РћРЅР° оставила СЃРІРѕРё координаты, РЅРѕ сейчас РїРѕРґ СЂСѓРєРѕР№ нет блокнота. Даже если РЅРµ найду, всегда Ршожно найти РЅР° Ршесте. дер. РЎСѓРшароково Сусанинского района КостроРшСЃРєРѕР№ области.

Рђ РшС‹ движеРшСЃСЏ дальше РЅР° Запад Рє СусанинскоРшСѓ РєР°РшРЅСЋ.

РўР°Рш вдали - это Сусанинские болота.

Р’ ДоРшРЅРёРЅРѕ (Ршесто захоронения Р?вана Сусанина) действующий РёВ  отреставрированный С…СЂР°Рш.В  Р? поэтоРшСѓ закрытый. РљРѕРіРґР° разворачиваеРшСЃСЏ РІ деревне, Ршеня даже охватывает ощущение, что сейчас выйдет охранник, Рё начнет штрафовать Р·Р° какое-РЅРёР±СѓРґСЊ нарушение ПДД.

ОтбываеРш РЅР° СЃРІРѕСЋ территорию, туда, РіРґРµ РўРђРњ нас ждут.

Р?дет дождь.В  РњС‹ только утроРш СѓРІРёРґРёРш, как РІ овраге РІРѕРґР° соберется РІ бурные Ршутные ручьи. Рђ потоРш РѕРЅРё соберутся РІ бурые реки, которые выйдут РёР· берегов Рё затопят РґРѕСЂРѕРіРё.

Сейчас просто идет дождь, Рё довольно большая часть Ршашин садится РїСЂСЏРшРѕ РЅР° поле РїСЂРё въезде РІ лагерь.

Квадроциклисты носятся РїРѕ лагерю, РёРЅРѕРіРґР° СЃРшетая РІСЃРµ РЅР° СЃРІРѕРµРш пути.В  Р’РѕРґР° течет РїРѕ полю, людяРш, РшашинаРш.

РќРѕ РїРѕ РІРёРґСѓ этих людей понятно, что чтобы уравновесить РѕСЃРшРѕСЃ, необходиРшРѕ двигаться, иначе РІРѕРґР° победит.

Награждение, прощаеРшСЃСЏ СЃ частью нашей РєРѕРшанды, ловиРш РІ теРшноте первый приглянувшийся своей Ршощью автоРшобиль, экипаж которого еще РЅРµ успел упасть Рё принять, хотя было РІРёРґРЅРѕ, что движутся РѕРЅРё РЅР° последнеРш издыхании. Паджерика Р±СѓРєСЃРёСЂСѓСЋС‚ РґРѕ асфальта, РІ теРшноте Рё РїРѕРґ дождеРш даже РЅРµ удается увидеть РЅРѕРшера экипажа.

Рђ РшС‹ СѓС…РѕРґРёРш РІ гости Рё общаеРшСЃСЏ, РїРѕРєР° РІ силах держаться РЅР° ногах.

УтроРш выезжаеРш пораньше, Рё, Рѕ чудо, СЃР°Ршостоятельно выезжаеРш РЅР° асфальт.В  РћСЂРіРё РІ лице Андрея РазгроРшР° радостно Ршашут РЅР°Рш вслед. (Р?нтересно, РєРѕРіРґР° РѕСЂРіРё СЃРїСЏС‚?)

Р? тут наступает весна. РџРѕ-весеннеРшСѓ светит солнце РЅР° СЃРёРЅРµРш небе, подсвечивая белые стволы КостроРшСЃРєРёС… берез.В  Чуть-чуть бегут ручьи, Рё тает снег РїРѕ обочинаРш РґРѕСЂРѕРі, хотя теРшпература около нуля Рё,В  как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, “создаются условия для образования гололедицы РЅР° дорогах”.

РњС‹ возвращаеРшСЃСЏ РІ РшРёСЂ больших РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё расчищенного асфальта.В В  Только почеРшСѓ-то стрелки РЅР° асфальте РІСЃРµ РІСЂРµРшСЏ толкают свернуть туда, РіРґРµ “РўРђРњ РІ Р РѕСЃСЃРёРё” ….

…надеюсь, нас ждут новые РґРѕСЂРѕРіРё.

АльбоРш фотографий Рѕ поездке Ршожно РїРѕСЃРшотреть тут

____________________

Р’Ршесто послесловия:

РћРґРёРЅ очень хороший человек, который РЅРµ СЃРшРѕРі поехать РІ этоРш РіРѕРґСѓ РЅР° Полную ЧухлоРшСѓ, сказал: Сѓ всех было приключение РЅР° 4 РґРЅСЏ, целая Ршаленькая жизнь, ….., Р° Сѓ Ршеня почеРшСѓ-то РЅРµ было…

Кусочек жизни был прожит РЅР° Полной ЧухлоРшРµ.В  ЗачеРш?В  РќРµ для того, чтобы РїРѕРшесить РіСЂСЏР·СЊ, Рё даже РЅРµ для того, чтобы РІРґСЂСѓРі почувствовать тишину забытых далеких деревень.

Для Ршеня ЧухлоРшР° - это РІРѕР·Ршожность встретиться СЃ людьРшРё, которые СЃРшотрят СЃ тобой РІ РѕРґРЅСѓ сторону. Это большая редкость. Р? это большое счастье.

Спасибо РІСЃРµРш, кто был СЂСЏРґРѕРш.

РњС‹ пережили РІРшесте Полную ЧухлоРшСѓ!

Оставить комментарий